Моделирование обновления типовой учебной программы (на примере предмета «Графика и проектирование»)

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.31489/2025ped2/64-78

Ключевые слова:

моделирование, графика и проектирование, типовая учебная программа, структурно-содержательная модель, инженерная деятельность

Аннотация

Актуальность темы исследования выражается в том, что существует противоречие между сложившейся практикой обучения предмету «Графика и проектирование» и отсутствием научного обоснования его целей и содержания. В связи с этим гипотеза исследования заключается в том, что если будет разработано научное обоснование целей и содержания обучения по предмету, то они будут отвечать установленным приоритетам высшего образования, т.к. цели и содержание обучения по данному предмету будут соответствовать целям обучения в средней школе. Для проверки гипотезы применены методологические подходы, позволившие обосновать компоненты модели. Доказано, что оптимальным типом модели является структурно-содержательная модель, позволяющая обеспечить ее структурированность, содержательность и универсальность. Раскрыта концептуальная часть модели и обоснована содержательная часть на примере целей, содержания и результатов обучения по предмету «Графика и проектирование». В частности, целью обучения определено формирование способности читать графическую информацию и выполнять учебное проектирование (мысленное создание и преобразование, фиксация и передача) графических изображений с помощью чертежных инструментов и компьютера, а результатом — развитие по принципу спирального усложнения статических и динамических пространственных представлений обучаемых как универсальной способности для успешной инженерной деятельности. Новизна исследования определяется новым взглядом на принцип разработки типовых учебных программ, заключающийся в учете приоритетов подготовки специалистов для экономики страны. Также установлено, что из модели вытекают нерешенные проблемы, в частности, выявление условий реализации модели, что открывает перспективы дальнейших исследований.

Загрузки

Опубликован

2025-06-30

Выпуск

Раздел

Теория и практика образования