Образовательная деятельность туркестанских джадидов
DOI:
https://doi.org/10.31489/2021ped1/6-12Ключевые слова:
Средняя Азия, Туркестан, Россия, образование, школы, казахская интеллигенция, царское правительство, просветительство, национально-освободительное движениеАннотация
Национальные прогрессивисты, появившиеся в большинстве стран Востока в конце XIX — начале XX вв., оценивали среднеазиатский джадидизм как отражение реформаторского движения местной интеллигенции. Понятие «джадид», образованное от арабского «усул-и-джадит» («новый метод»), означает новые способы обучения по примеру европейского образования. Такое просветительское содержание джадидизма в процессе общественно-политического развития страны изменило статус старой социальной и политической системы, предоставив ей новый, оригинальный характер. Вместе с тем процесс формирования и качественных изменений джадидизма в стране можно разделить на два периода: культурно-просветительский и период политической борьбы. Просветительские идеи джадидизма породили необходимость реформировать систему образования в стране в соответствии с современными моделями. Естественно, такие реформы взяли на вооружение и колониальные власти в стране. В процессе рализации реформы системы образования царское правительство, защищавшее колониальные интересы, в своих действиях опиралось на принципы великорусского шовинизма. В статье рассмотрены новые взгляды на джадидское движение, просветительские идеи, сформировавшие национально-освободительную идеологию в Средней Азии, а также политические программы и стратегические цели национально-освободительного движения.