Поиск и опыт формирования языкового потенциала школьников

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.31489/2025ped2/90-105

Ключевые слова:

языковая личность, языковое обучение, языковые компетенции, личностный потенциал, школьный опыт, воспитание, самостоятельный поиск, функциональная грамотность

Аннотация

В статье рассматриваются теоретические основы и практические подходы к формированию языковой личности и развитию языкового потенциала школьников в современных образовательных условиях. Исследование опирается на комплексный анализ научных трудов в области лингвистики, педагогики и психологии, а также на обобщение эмпирических данных, полученных в ходе экспериментальной работы. Авторы систематизируют компоненты и этапы развития языковой личности, акцентируя внимание на роли национально-культурных ценностей, прецедентных текстов и творческих заданий. Предлагается использование инновационных образовательных технологий как эффективного инструмента стимулирования креативности, критического мышления и когнитивной активности учащихся. Особое внимание уделено разработке экспериментальных заданий, интеграции языковых и культурных элементов, активному участию учащихся в образовательном процессе. Применялись методы сравнения, систематизации и обобщения для проверки практической значимости предложенного подхода. Результаты экспериментальной работы свидетельствуют о том, что структурированное использование прецедентных текстов и элементов национальной культуры способствует формированию у школьников индивидуального языкового самовыражения. В завершение статьи представлены рекомендации по внедрению полученных результатов в школьное языковое обучение, что способствует модернизации образовательного процесса и развитию самореализации учащихся посредством овладения языком. Материалы статьи могут быть полезны учителям казахского языка, преподавателям начальной и средней школы, методистам, специалистам в области педагогики и лингводидактики, а также исследователям, занимающимся вопросами развития языковой личности школьников.

Загрузки

Опубликован

2025-06-30

Выпуск

Раздел

Теория и практика образования