Психологические аспекты деятельности педагога в рамках реализации личностно-ориентированного обучения в техническом вузе
DOI:
https://doi.org/10.31489/2023ped4/14-21Ключевые слова:
педагогическая деятельность, психологические факторы, личность, взаимодействие, восприятие, установка, ценностные ориентации, мотивация.Аннотация
Статья посвящена вопросу, связанному с восприятием и познанием личности студента преподавателем в рамках личностно-ориентированной модели обучения. Авторы рассмотрели структуру педагогической деятельности, включающую профессиональные психологические и педагогические знания, педагогические умения, личностные особенности. Особое внимание уделено психологическим аспектам решения проблем педагогики, связанных с межличностным взаимодействием в процессе обучения. Кроме того, представлен обзор психологических составляющих личности педагога, механизмов перцепции: эмпатии, рефлексии, казуальной атрибуции. Отмечено, что рефлексивно-перцептивные способности — это особое сочетание личностных качеств и свойств, психологических особенностей личности. Они являются условием достижения высокой продуктивности в обучении студентов, предполагающим адекватное отражение педагогом и студентом друг друга и установление на этой основе взаимопонимания и эффективного взаимодействия. Одним из основополагающих факторов продуктивного осуществления личностно-ориентированного обучения была отмечена профессиональная установка педагога, приобретающая психологическое содержание и определяющая тактические возможности его деятельности. Авторы подчеркнули, что содержание и психология деятельности педагога определялись не только социальными факторами (местом, функциями, требованиями общества) и социально-психологическими (ожиданиями окружающих по отношению к личности и деятельности педагога, его собственными ожиданиями, установками и ценностными конструктами в сфере профессиональной деятельности, которые являются источниками его активности). В статье представлены результаты исследования профессиональных установок преподавателя на восприятие студентов. Работа проводилась на базе Карагандинского технического университета имени Абылкаса Сагинова. В исследовании приняли участие 60 преподавателей вуза в возрасте от 30 до 60 лет.