Ключевые компетенции педагога в эпоху цифровизации образования

Авторы

  • В.В. Семенихин

DOI:

https://doi.org/10.31489/2023ped4/35-48

Ключевые слова:

ключевые компетенции педагога, информатизация, цифровизация образования, цифровые образовательные технологии, цифровая трансформация, учебный процесс, мобильные учебные приложения.

Аннотация

Статья посвящена исследованию цифровизации образования в Казахстане, показаны этапы её развития, основные тенденции и оценка её эффективности на основе высшего профессионального образования. Целью нашего исследования являются теоретическое обоснование, рассмотрение состояния цифровизации высшего профессионального образования в Казахстане, оценка её эффективности на современном этапе обучения и определение пути дальнейшего развития. Авторами проведен анализ становления этапов компьютеризации, информатизации, автоматизации и цифровизации общества, информационно-образовательных технологий и IT-ресурсов, используемых преподавателями двух факультетов (естествознания и технического) в учебном процессе Актюбинского регионального университета имени К. Жубанова, и предпочтений по использованию цифровой трансформации образования. Результаты анализа научных источников по цифровизации образования представили и раскрыли главные тренды, риски, достоинства, несовершенства и ловушки цифровизации профессионального обучения. В статье рассмотрено, как была организована работа преподавателей и студентов во время и после пандемии при использовании навыков онлайн образования и достижений цифровизации образовательного процесса. Цифровизация образования существенно меняет требования к педагогам-преподавателям. Они должны владеть современными технологиями, уметь эффективно применять их в образовательном процессе и владеть ключевыми навыками, необходимыми для выполнения своих профессиональных обязанностей. Представлены результаты исследования отношения преподавателей и студентов факультета естествознания и технического факультета Актюбинского регионального университета имени К. Жубанова к цифровой трансформации и использованию информационно-коммуникационных технологий и выявлены основные показатели, уточнены тенденции применения современных цифровых технологий. Полученные результаты позволяют определить основные проблемы образования на современном этапе. Указаны основные проблемы цифровизации высшего профессионального образования в Казахстане. Показано отношение преподавателей факультета естествознания и технического факультета к цифровой трансформации образования, становлению цифровых компетенций и отношению к ограничениям и рискам при переходе к цифровизации образования. Обозначены основные перспективы продолжения исследований применения цифровизации в образовании.

Загрузки

Опубликован

2023-12-30

Выпуск

Раздел

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ