Нейропсихологический подход в оценке произвольного внимания младших школьников с разным уровнем успешности в обучении
DOI:
https://doi.org/10.31489/2023ped4/49-59Ключевые слова:
младший школьный возраст, нейропсихологический подход, произвольное внимание, трудности обучения.Аннотация
В статье рассмотрены особенности нейропсихологического подхода, направленного на преодоление отставаний в психическом развитии, профилактику и решение возникающих трудностей в обучении детей младшего школьного возраста и предполагающего построение психолого-диагностической работы с ребенком с учетом его индивидуально-типологических нейропсихологических особенностей: состояния высших психических функций, выделения сильных и слабых сторон, компонентов развития высших психических функций. Также в статье содержатся данные об особенностях состояния произвольного внимания у младших школьников с разной успешностью в учебной деятельности, приводится информация о формах внимания, и описываются внешние проявления нарушения произвольного внимания. Статья содержит описание проведенного исследования среди учащихся вторых классов, направленного на оценку таких свойств внимания, как эффективность работы, степень врабатываемости и психическая устойчивость при помощи методики «Таблицы Шульте». Описан подробный сравнительный анализ особенностей произвольного внимания у 81 школьника общеобразовательной школы с разной успешностью в учебной деятельности: успешных в обучении, с парциальными и комплексными трудностями учения. Выявлены существенные различия у детей младшего школьного возраста в зависимости от успешности обучения. Актуализируется значимость своевременной нейропсихологической диагностики второклассников, которая способствует выявлению нейропсихологических причин парциальных и комплексных трудностей учения детей, в также позволяет наметить пути коррекционно-развивающей помощи младшим школьникам с целью оптимизации состояния ВПФ (высших психических функций) и, соответственно, преодоления учебных проблем детей младшего школьного возраста