Наблюдение как метод социально-педагогического исследования и диагностирования детей с особыми образовательными потребностями в развитии

Авторы

  • Ж. Сағатбекқызы

DOI:

https://doi.org/10.31489/2022ped1/83-91

Ключевые слова:

дети с особыми потребностями, психологическое наблюдение, социальное наблюдение, категории наблюдения, единицы наблюдения, социализация, социальные признаки, социальная адаптация детей.

Аннотация

Статья посвящена изучению метода наблюдения, применяющемуся в социальной педагогике в двух своих основных разновидностях: психологическом и социальном. Новизна статьи заключается в описании применения метода наблюдения в социальной педагогике — новой области педагогического знания. Оригинальность ее состоит в выявлении специфики применения метода наблюдения в процессе социализации детей с особыми образовательными потребностями в развитии. Актуальность работы обусловлена недостаточной разработанностью методики применения метода наблюдения в области социальной педагогики. Содержание исследования составляют сведения о детях с особыми образовательными потребностями в развитии, об их социальной адаптации в обществе, информации о видах, методах наблюдения, применении в ходе работы с такими детьми данных о процедуре использования метода наблюдения процесса социализации детей с особыми образовательными потребностями в развитии, сведения об использовании, наряду с этим методом, приемов личностных конструктов ролевой игры, методов приучения и имитации. Цель исследования — выявление эффективности применения метода наблюдения в социальной педагогике в качестве социального инструментария. Методы исследования: наблюдение и его виды, приучение, поощрение, ролевая игра, метод использования личностных конструктов. В ходе исследования получены следующие результаты: установлены и описаны различные виды наблюдения, применяемые в социальной педагогике; выявлена и описана процедура проведения социального наблюдения при изучении поведения детей с особыми образовательными потребностями в развитии и в поведении; описан комплексный метод проведения наблюдения, совмещенного с применением других методов; сделаны выводы о необходимости применения разных видов наблюдения в социальной педагогике с целью диагностирования, получения информации, социальной адаптации особых детей в обществе. Выводы: метод наблюдения в области социальной педагогики используется в качестве эффективного метода, применяющегося в ходе работы с детьми с особыми образовательными потребностями в развитии. Данный метод широко используется для диагностики состояния этих детей, а также для их социализации в обществе.

Загрузки

Опубликован

2022-03-30

Выпуск

Раздел

ТЕОРИЯ И ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ