Формирование культуры общения с детьми с особыми образовательными потребностями
DOI:
https://doi.org/10.31489/2022ped1/92-99Ключевые слова:
инклюзия, инклюзивная культура, инклюзивная политика, инклюзивная практика, толерантность, школьная культура, гуманитарные технологии, инклюзивные ценностиАннотация
В статье рассмотрена проблема инклюзивного образования с точки зрения формирования культуры общения с детьми из инклюзивных групп. Данная тема привлекает внимание всего мирового сообщества. Необходимо отметить, что в Республике Казахстан инклюзивный подход стал одним из приоритетных направлений Государственной программы развития образования. В современной психологии и педагогике интеграция детей с ограниченными возможностями в единое и неделимое пространство со здоровыми сверстниками всесторонне представлена в принципах равного образования для всех, гуманизации общества и образования, рассмотрения с социальной стороны детей-инвалидов как личностей, а также вовлечения родителей в образовательный процесс в роли активных субъектов. Основные положения культуры общения с детьми с особыми образовательными потребностями основаны на инклюзии и исследованиях ученых и практиков, выработавших пути формирования инклюзивной культуры в организациях образования. Необходимыми условиями успешного результата являются выработка уважения к разнообразию, терпимости к различиям, политика сотрудничества и поощрения достижений особенных детей и др. Именно на их основе предполагается построение инклюзивного сообщества. Авторами статьи предложена технология подготовки учителей к работе в инклюзивной образовательной среде, которая рассматривает организационную структуру модели обучения как системный способ взаимодействия студентов и преподавателей, позволяющий успешно формировать мотивационно-ценностные, операционально-деятельностные, рефлексивно-оценочные действия. Очевидно, что, в силу особенностей развития детей с особыми потребностями, для овладения этими навыками необходима специально организованная педагогическая и психологическая помощь.