Развитие эмоционального интеллекта как решающий фактор социально-профессиональной адаптации студентов ТиПО
DOI:
https://doi.org/10.31489/2022ped1/108-119Ключевые слова:
техническое и профессиональное образование, поколения Z и Альфа, атрибуты выпускника, эмоциональный интеллект, идентификация эмоций, понимание эмоций, управление эмоциями и взаимоотношениями, профессиональное самоопределение, социально-профессиональная адаптация.Аннотация
В статье представлены содержание и результаты исследования по развитию эмоционального интеллекта у студентов колледжа. Структура статьи включает обоснование актуальности эволюционирующего развития эмоционального интеллекта в гибкой социальной и профессиональной адаптации студентов; определение эмоционального интеллекта как порогового понятия; экспериментальную работу, сопровождаемую результатами диагностики исследуемой компетенции. Описываемое исследование имеет целью психолого-педагогическое сопровождение развития эмоционального интеллекта, коррелирующее с целями и содержанием ТиПО и основанное на педагогике согласования когнитивного и эмоционального процессов развития обучающихся в аудиторной и внеаудиторной работе колледжа. Научная новизна связана с не исследованным ранее эмоциональным интеллектом как ключевой компетенции взаимодействия в социальной или профессиональной группе. Так, содержание экспериментальной работы исследования доказывает развитие мышления у студентов более высокого уровня, когда они анализируют имеющуюся у них практику работы с эмоциями, вовлечены в новый и конкретный опыт эмоционального взаимодействия, формируют идеи развития опыта и используют их для решения проблем социально-профессиональной адаптации. Другой результат исследования — обоснование деятельности тьютора и обучающихся, направленной не на содержание эмоционального интеллекта, а на процесс овладения им. В статье представлена экспериментально обоснованная технология деятельности — от постановки вопросов, проблем или ситуаций до выявления и исследования их, когда при этом поэтапно развиваются компоненты эмоционального интеллекта в условиях взаимообучения, обратной связи и рефлексии, постоянно фиксирующих области улучшения.