Типология культурных элементов в учебниках по английскому языку

Авторы

  • Э. Герфанова

DOI:

https://doi.org/10.31489/2022ped1/168-176

Ключевые слова:

культура, учебник по английскому языку, культурный элемент, межкультурнокоммуникативная компетенция, обучение ИЯ, категория, «поверхностная» культура, «глубинная» культура

Аннотация

Важным аспектом изучения/преподавания языка является изучение/преподавание его культуры. Основная цель современного иноязычного образования заключается в развитии межкультурнокоммуникативной компетенции обучающихся, которая представляет собой совокупность способностей, необходимых для успешного и адекватного взаимодействия с представителями иной культуры. Поскольку учебник по иностранному языку включает в себя и культурную информацию, особое внимание следует уделять его культурному содержанию. Культурное содержание учебника находит отражение в текстовом материале, в упражнениях, иллюстрациях, которые должны быть направлены на углубление знаний обучающихся об основных элементах культуры изучаемого языка и их сравнении с основными элементами родной культуры. Статья посвящена изучению культурного компонента учебников по иностранному языку, используемых при подготовке бакалавров-будущих учителей английского языка (УАЯ) и культуры на уровне В2. Цель исследования — определить, какие элементы изучаемой культуры (материально-фактологические, аксиологические, речеповеденческие) превалируют в анализируемых УАЯ. Для определения качественных данных использовалась методология контент-анализа. Результаты проведенного анализа свидетельствуют о том, что во всех четырех учебниках по английскому языку преобладают элементы, описывающие материальную (поверхностную) культуру. Аксиологическим и речеповеденческим культурным единицам, знание которых необходимо для понимания картины мира иного лингвосоциума, отводится незначительное место. При выборе УИЯ преподавателю необходимо проводить его анализ для того, чтобы установить, культурные элементы какого типа превалируют. В случае если учебный материал включает бóльшее количество материально-фактологических культурных единиц, необходимо обращаться к дополнительному материалу, раскрывающему особенности духовной культуры носителей изучаемого языка.

Загрузки

Опубликован

2022-03-30

Выпуск

Раздел

ТЕОРЕТИКО-ПРИКЛАДНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЯЗЫКОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ