Формирование индивидуальной траектории развития школьников
DOI:
https://doi.org/10.31489/2022ped1/16-22Ключевые слова:
профильное обучение, профориентация, школа, старшие классы, педагогическая помощь, обучение, развитие, выбор профессии.Аннотация
В статье изучены основы профильного обучения учащихся школ, становления их профессиональных возможностей, создания мероприятий по выбору будущей профессии, рода занятий. Рассмотрены исследования, труды различных авторов по терминологии профориентации, которые представляют обучение учащихся старших классов в виде проведения экскурсий на предприятиях, создания профильных классов, проектов по выбранным специальностям, обучения по необходимым предметам для будущего поступления в вузы. Изучены основы социально-педагогической работы с учениками старших классов, возможности образовательных школ Казахстана, профильные направления в старших классах, которые опираются не только на профильное обучение старшеклассников, но и на создание гармоничного климата в классе, работу с трудными подростками, касаются их выбора профессии. В работе упоминается Болонская европейская система образования, на которую переходит большинство стран, где профильное обучение в школах позволяет поступить ученикам в вузы, а в самом университете закончить бакалавриат по одной специальности, а затем поступить в магистратуру и получить ещё одну смежную профессию, не теряя годы обучения в вузе. Выбрав какую-либо направленность обучения, старший школьник получает по ней не только общие образовательные навыки, но и возможность сдать экзамен по профильным предметам, получить какую-то рабочую специальность. Положительными моментами введения программы профориентации для старшеклассников является улучшение их знаний в области самоопределения будущей профессии, освоения профильной программы обучения, которая необходима для поступления и обучения в вузе, для формирования их профессиональных компетенций. Выделены и отрицательные стороны профильного обучения в школе, которые заключаются в узконаправленном обучении, которое может в будущем не пригодиться учащемуся, не даёт возможности разностороннего развития. Проведён опрос среди учащихся 10–11 классов, в ходе которого определено, что половина учащихся не знают, правильно ли выбрали профиль обучения, поможет ли школьное профориентационное направление в будущем обучении в вузе, при поступлении в него, сдачи экзаменов по выбранным дополнительным предметам. По данным результатов экспериментальной части определено, что многие старшие школьники исследуемой школы в Казахстане не довольны выбранным профилем обучения и сомневаются, что выбранный профильный класс поможет им в будущем профессиональном развитии.