Развитие универсальных метакогнитивных навыков студентов
DOI:
https://doi.org/10.31489/2022ped3/43-52Ключевые слова:
метапознание, метакогнитивные навыки, метакогнитивное развитие, метакогнитивные инструкции, целеполагание, рефлексия, студент, смешанное обучениеАннотация
Статья освещает итоги исследования, посвященного развитию универсальных метакогнитивных навыков. Основной целью работы явилось развитие метакогнитивных навыков студентов. Попытка интеграции метакогнитивных инструкций в среду обучения, подготовка подходящих для конкретно данной среды обучения инструкций принесли определенные результаты. Метакогнитивная инструкция проводилась вне дисциплин, исследование было сконцентрировано на универсальных, междисциплинарных метакогнитивных навыках обучающихся и их развитии. Участниками являлись 29 студентов 1-го курса образовательной программы «Психология» Таразского регионального университета имени М.Х.Дулати, обучавшиеся в связи с пандемией в смешанном формате. Первая инструкция исследования — формирование представлений о метапознании среди студентов — была основана на теоретических выводах ученых, проводивших исследования метапознания; вторая — постановка цели в изучении дисциплин студентами — основывалась на общеизвестном традиционном методе развития метапознания — структурированной письменной рефлексии; третья — «Какой подход к обучению вы используете?» — методика, разработанная Эдинбургским центром исследований в обучении, и инструкции, переведенные на казахский язык. Результаты исследования подтверждают выводы работ иностранных авторов, о том, что развитие метакогнитивных навыков плодотворнее осуществляется в сопровождении с когнитивной составляющей. Наиболее полезной и эффективной инструкцией среди трех перечисленных мы можем назвать постановку целей в изучении дисциплин среди студентов. Общим выводом исследования является обусловленность и необходимость метакогнитивных инструкций среди студентов 1-го курса обучения.