К вопросу о методологии разработки цифрового профиля выпускника высшей школы
DOI:
https://doi.org/10.31489/2022ped3/167-174Ключевые слова:
Ключевые слова: цифровой профиль, выпускник высшей школы, компетентностная модель, модель выпускника высшей школы.Аннотация
В статье раскрыта методология разработки цифрового профиля выпускника высшей школы. Актуальность темы связана с решением задач Государственной программы «Цифровой Казахстан» касательно повышения цифровой грамотности в среднем, техническом и профессиональном, высшем образовании. Сегодня широкое распространение получает разработка электронного портфолио преподавателей и обучающихся, позволяющего системно накапливать разнообразные сведения об их профессиональных и учебных достижениях. Вместе с тем, будучи специфичны и понятны для внутренних субъектов вузовского образования, они мало информативны для внешних стейкхолдеров, основными из которых являются работодатели. Предпринимаемые в последние годы меры по выпуску Diploma Supplement не в полной мере отвечают требованиям цифровизации. В связи с этим возникают проблемы сбора, хранения и выдачи детальной информации о компетенциях выпускников высшей школы, динамике данных компетенций, которая была бы доступна ключевым рекрутам. Новизна статьи заключается в том, что в основу разработки цифрового профиля студента/выпускника высшей школы положена компетентностная модель, которая содержит три компонента (аффективный, когнитивный, деятельностный), пять обобщенных показателей (1.1 Социально значимые качества личности; 1.2 Профессионально значимые качества личности; 2.1 Знания (учебные достижения); 2.2 Знания (научные достижения); 3.1 Умения и навыки), для измерения которых впоследствии будут разработаны критерии и даны дескрипторы по трем уровням (оптимальный, допустимый, критический). Цель и задачи данной статьи заключаются в следующем: выбор и построение методологии разработки цифрового профиля в виде алгоритма действий, направленных на раскрытие сути цифрового профиля, проектирование компетентностной модели выпускника высшей школы как образа ожидаемого результата профессиональной подготовки будущих специалистов. Методология разработки цифрового профиля предполагает ряд последовательных шагов, которые в укрупненном виде выглядят следующим образом: 1) исследование и раскрытие сути цифрового профиля студента/выпускника вуза; 2) проектирование компетентностной модели выпускника высшей школы как образа ожидаемого результата профессиональной подготовки будущих специалистов. Такая постановка вопроса определяет общую логику исследования, обеспечивает соответствие методологических подходов и научных методов поставленным цели и задачам разработки цифрового профиля студента/выпускника высшей школы, который принципиально отличается от электронного портфолио, применяемого сегодня в реальной практике высшего образования