Оценка уровня цифровой компетентности будущих педагогов-психологов и возможности ее повышения в образовательной среде вуза

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.31489/2025ped3/165-174

Аннотация

Цифровая компетентность становится неотъемлемой частью профессиональной подготовки педагогов-психологов в условиях современного общества. Это обусловлено потребностью повышения качества работы, хранения данных, ускорения процессов диагностики и обработки результатов, а также повышением актуальности цифровой психологии для общества, позволяющей исследовать поведение человека в цифровом пространстве. В статье рассматривается проблема цифровой компетентности будущих педагогов-психологов, ее оценки с учетом специфики будущей профессиональной деятельности, анализируются возможности ее повышения в образовательной среде вуза. Анализируются исследования казахстанских и зарубежных ученых с целью определения ключевых компонентов цифровой компетентности. Авторы формируют содержание шкалы оценки цифровых навыков с учетом направлений профессиональной деятельности будущих педагогов-психологов (психодиагностика, психологическое просвещение и консультирование, коррекция и профилактика) и содержания сфер Европейской рамки цифровых компетенций педагогов (DigCompEdu). Шкала была представлена для апробации посредством Google-forms обучающимся по образовательной программе «6В01101 — Педагогика и психология». Анализируются результаты оценки цифровых навыков студентов по компонентам цифровой компетентности: цифровая грамотность, использование цифровых инструментов, создание цифрового контента, цифровое взаимодействие и цифровое саморазвитие. По итогам исследования предлагаются стратегии для их развития в условиях профессиональной подготовки: повышение цифровой компетентности преподавателей вуза, обновление рабочих учебных программ дисциплин, введение курсов цифровой психологии и педагогики, организованность цифровых стажировок для студентов, а также введение цифровых портфолио.

Загрузки

Опубликован

2025-09-30

Выпуск

Раздел

Инновационные технологии образования