Психолого-педагогическое сопровождение студентов с особыми образовательными потребностями в процессе адаптации к обучению в вуз-е

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.31489/2025ped1/150-159

Ключевые слова:

психолого-педагогическое сопровождение, студент, инклюзия, модель адаптации, ВУЗ, ассистент, тьютор, педагог-психолог

Аннотация

В настоящее время в Казахстане увеличилось число студентов с особыми потребностями в процессе адаптации к обучению. Этим обусловлена актуальность проблемы адаптации и создания благоприятной среды в университете. Важным решением является процесс психолого-педагогического сопровождения. Модель психолого-педагогического сопровождения обучающихся включает в себя мероприятия по оказанию психологической поддержки, предоставлению услуг ассистента и тьютора, созданию благоприятной учебной среды, адаптации и интеграции в студенческое сообщество. Систематическая психолого-педагогическая поддержка способствует повышению успеваемости и улучшению психологического здоровья студентов с особыми образовательными потребностями. Целью данной статьи является разработка модели психолого-

педагогического сопровождения адаптации обучающихся с особыми потребностями в высших учебных заведениях на основе их нужд. Внедрение комплексной программы сопровождения позволяет создать инклюзивную образовательную среду, в которой каждый студент сможет реализовать свой потенциал и успешно адаптироваться к условиям высшего образования. Кроме того, проводится сравнительный анализ современных эффективных методов психолого-педагогической поддержки студентов с особыми потребностями в западных странах. Процесс адаптации дает возможность таким студентам полностью участвовать в жизни университета, социализироваться, выстраивать взаимоотношения с преподавателями и другими студентами. При написании статьи использовались эмпирические (диагностика, опрос) и теоретические (анализ, моделирование) методы научного исследования. В статье разработана и предложена модель психолого-педагогического сопровождения в процессе адаптации студентов с особыми потребностями в университете.

Загрузки

Опубликован

2025-03-30

Выпуск

Раздел

Инновационные технологии образования