Дневниковый метод исследования факторов стресса у подростков в образовательном процессе школы

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.31489/2024ped3/137-146

Ключевые слова:

психосоматическое нарушение, фактор стресса, образовательный процесс школы, дневниковый метод, эмоция, спектр эмоций, сниппет-техника, психосоматический симптом

Аннотация

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме роста психосоматических нарушений у подростков. Целью статьи является определение социально-психологических факторов стресса, вызывающих психосоматический симптом, у подростков в образовательном процессе школы посредством использования дневникового метода исследования. Авторами приведены результаты трехнедельного эксперимента, проведенного с учениками 9–10 классов общеобразовательной школы, в результате которого были получены записи о конкретных стрессовых ситуациях с описанием эмоций, физических ощущений и психосоматического симптома. Проведен анализ полученных данных, в ходе которого авторами установлена схожесть между описываемыми ситуациями у некоторых участников эксперимента, которые в дальнейшем были объедены в группы и выведены в таблицу. В статье методом математических подсчетов, определено процентное соотношение школьников, которые столкнулись с тем или иным фактором стресса. Исследование помогло выявить ряд проблем, в том числе связанных с неосведомленностью и недостаточностью знаний у родителей в области психического здоровья детей. Авторами были сделаны выводы о значимости продолжения исследовании в этом направлении в связи с тенденцией роста психосоматических нарушений и психосоматических расстройств у подростков, а также предложены идеи для оптимального решения описываемой проблемы. Статья представляет интерес для педагогов среднего образования, психологов и студентов, обучающихся по образовательной программе «педагогика и психология», а также для широкого круга читателей, занимающихся исследованиями в данной сфере.

Загрузки

Опубликован

2024-09-30

Выпуск

Раздел

Инновационные технологии образования