Психолингвистический анализ влияния учебника на развитие языковой личности учащихся

Авторы

  • А. Матаева

DOI:

https://doi.org/10.31489/2021ped3/176-183

Ключевые слова:

лингвистика, психолингвистика, языковая личность учащегося, учебник, текст, структура языковой личности учащегося, речевая деятельность, фрейм, лексические особенности языковой личности учащегося.

Аннотация

Сегодня становится всё более актуальной проблема разработки учебников с учетом возрастных психологических особенностей. При этом текстовое содержание учебника должно быть подобрано таким образом, чтобы сформировать «языковую личность» учащегося. Это означает, что тексты и задания, предложенные ученику, должны быть понятны ему и способствовать расширению его кругозора. Современной системе образования необходимо всесторонне рассмотреть проблему развития языковой личности учащихся через учебник, изучить психологию ребенка и разработать учебник с учетом этих данных, как основной инструмент обучения. В статье рассмотрен вклад различных ученых в проблему изучения «языковой личности» с точки зрения психолингвистики, социологии, лингвистики и дидактики. Проанализированы различные подходы различных стран к изучению исторического развития концепции языковой личности, рассмотрены методология ее исследования в современной педагогике и психологии и вопрос влияния учебника на развитие «языковой личности» учащихся. Освещены результаты фундаментальных исследований в области «формирования языковой личности» и «языковых компетенций», определены факторы, оказывающие влияние на социальное становление личности. Авторами интерпретирован процесс формирования языковой личности учащихся, опираясь на многоуровневую модель Ю.Н. Караулова. Данное исследование показало, что системный подход к решению проблемы формирования языковой личности учащихся путем системного овладения обучающимися языковыми компетенциями есть необходимое условие формирования не только речевого этикета, но и умения адаптироваться к меняющимся условиям среды, активно воздействовать на эту среду, что означает развитие социальной культуры. На основе данных выводов проведено исследование по воздействию текстового содержания учебника на эмоциональное состояние учащихся, на примере поэмы «Реквием» Анны Ахматовой.

Загрузки

Опубликован

2021-09-30

Выпуск

Раздел

ТЕОРЕТИКО-ПРИКЛАДНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЯЗЫКОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ