Развитие эмоционального интеллекта как фактор профессиональной компетентности педагога

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.31489/2025ped2/149-158

Ключевые слова:

тьютор развития эмоционального интеллекта, система наставничества в школе, эмоциональный интеллект, надпрофессиональные компетенции учителя, эмоциональный интеллект, педагогическое наставничество, экспертная оценка, профессиональное развитие

Аннотация

В настоящей статье приводится обоснование значимости формирования навыков эмоционального интеллекта в структуре профессиональных компетенций педагогов, в том числе начинающих, а также специалистов помогающих профессий. Авторы знакомят читателей с опытом реализации программы по развитию эмоционального интеллекта, разработанной экспертами международного уровня в данной сфере, адаптированную под конкретную задачу — осуществление эффективного наставничества в коррекционной школе-интернате. Это является инновационным подходом в системе наставничества молодых, вновь принятых педагогов и других работников в образовательной организации. Программа разработана на основе анализа научной литературы по данному конструкту, ключевым теоретическим подходам к изучению эмоционального интеллекта, а также его структурных компонентов, включающих способности к идентификации, пониманию и управлению как собственных эмоциональных состояний, так и эмоций других людей. Применения программы развития эмоционального интеллекта продемонстрировали доказанную эффективность, по оценке профессионального сообщества в сфере педагогического наставничества в ходе прохождения конкурсных испытаний. Материал адресован разработчикам моделей наставничества образовательных организаций. В перспективе данная система мероприятий, направленная на развитие уровня эмоционального интеллекта педагогов, может быть использована психологами, преподавателями для повышения личностных профессиональных компетенций специалистов, работающих с лицами, имеющими различные нарушения в развитии.

Загрузки

Опубликован

2025-06-30

Выпуск

Раздел

Инновационные технологии образования