Values of modernization of public consciousness (spiritual revival) in the context of cognitive pedagogy
Abstract
В статье подробно раскрыта сущность социальных преобразований в Казахстане с опорой на программную статью Первого Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания». При этом принципы духовного возрождения рассмотрены авторами статьи в контексте когнитивной педагогики, предметом которой является интеллектуальное развитие в системе образования. В этом плане особо внимание обращено на то, что в практике современной школы отсутствует система интеллектуального развития, вследствие чего внимание к интеллекту не приводит к его развитию. Принимая за исходное положение о том, что когнитивнокомпетентностная парадигма образования построена на обучении мышлению как одному из видов деятельности, авторы проанализировали специфические особенности новых образовательных стандартов в Республике Казахстан, где на уровне среднего образования впервые прописаны ценности. В связи с этим в статье сделан краткий обзор известных в науке дефиниций понятия «ценности».
При этом однозначно утверждается, что данные ГОСО (Государственные общеобязательные стандарты образования) представляют собой действенный механизм продвижения ценностей духовного возрождения в систему образования всех уровней. Стратегии реализации указанных ценностей определяются практической частью общенациональной программы «Рухани жаңғыру». В заключении авторами сделан вывод о том, что в практическую реализацию общенациональной программы строго следует вовлечь все уровни образования, начиная с дошкольного и завершая послевузовским образованием, с той лишь разницей, которая предопределяется целями и задачами активного участия каждой возрастной группы, методами, средствами и формами, соответствующими этим целям и задачам.