Требования к профессионально-речевой компетентности специальных педагогов: взгляд работодателей
DOI:
https://doi.org/10.31489/2024ped2/208-221Ключевые слова:
профессионально-речевая компетентность, профессиональные компетенции, речевые компетенции, профессиональная компетентность специальных педагогов, квалификационные характеристики, профессиональная подготовка, подготовка специальных педаговАннотация
В статье проанализированы профессиональные требования к профессионально-речевой компетентности выпускников образовательных программ «Специальное образование» («Дефектология»). Проведенный авторами анализ научно-методической литературы позволил выявить, что к речи педагогов предъявляются высокие требования, так как речь является одним из главных средств обучения и воспитания. Однако многие ученые обнаружили снижение уровня развития речи у студентов педагогических специальностей. Поэтому в качестве исследовательской задачи авторами была предпринята попытка оценить, насколько значима речевая компетентность в профессиональной деятельности специальных педагогов и какие именно речевые компетенции необходимы для решения профессиональных задач. С целью исследования были изучены «Типовые квалификационные характеристики должностей педагогов» для должностей, на которые могут претендовать выпускники образовательных программ «Специальное образование» («Дефектология»). Это позволило получить представление об ожиданиях от специалистов, вне зависимости от формы собственности, ведомственной подчиненности и организационно-правовой формы организации и ее местоположения. Полученные результаты показали высокую значимость профессионально-речевой компетентности в профессиональной деятельности специальных педагогов и позволили сформулировать основные компетенции, которые ожидаются от специалистов.