Академический стресс в разные годы обучения
DOI:
https://doi.org/10.31489/2020ped4/71-78Ключевые слова:
академический стресс, динамика стресса, совладающее поведение, копинг, психическое здоровье студентов, диагностика стресса, учебная деятельность, сопровождение, навыки обучения, ресурсный подход.Аннотация
В статье описаны результаты исследования академического стресса у 119 студентов-психологов факультета философии и психологии Карагандинского университета им. академика Е.А. Букетова разных лет обучения. Авторами обоснована актуальность проблемы стресса, возникающего в процессе учебной деятельности. Раскрыта сущность феномена академического стресса и стресспреодолевающего поведения (копинг-поведения). Показана необходимость обогащения диагностического арсенала психологов и педагогов новыми методами изучения академического стресса. Предложен ранее не применявшийся в Казахстане англоязычный опросник субъективного благополучия студентов, переведенный и адаптированный авторами статьи. В ходе эмпирического исследования были определены объективные и субъективные источники, психические и соматические проявления стресса, его негативные последствия. Выявлена динамика протекания академического стресса на разных этапах обучения в вузе. Результаты, полученные авторами статьи, демонстрируют наибольшую выраженность всех параметров физического и психологического неблагополучия на первом и четвертом
курсах обучения. Раскрыт неадаптивный характер совладающих стратегий, используемых студентами-психологами разных курсов для купирования негативных психоэмоциональных переживаний, связанных со стрессом в учебной деятельности. Показана необходимость психолого-педагогического сопровождения студентов в ситуации академического стресса, а также выявлено значение сопровождения для улучшения психического здоровья студентов и повышения эффективности учебной деятельности. Дана общая характеристика программы сопровождения, работающей сэмоциональным, когнитивным, личностным, социальным ресурсами личности студента, с учетом новых методологических подходов к навыкам и стратегиям обучения.