Модель социализации детей с расстройствами аутистического спектра, осложненными сочетанными нарушениями
DOI:
https://doi.org/10.31489/2024ped3/23-33Ключевые слова:
модель социализации, расстройство аутистического спектра, осложненные сочетанные нарушения, специальное и инклюзивное образование, диагностический инструментарий, психолого — педагогическое сопровождение.Аннотация
Актуальность изучения процесса социализации детей с расстройством аутистического спектра (далее — РАС) определяется необходимостью их вхождения в образовательную и социокультурную среду. Цель статьи — моделирование процесса социализации детей с РАС, осложненными сочетанными нарушениями, в условиях специального и инклюзивного образования. В рамках исследования использовались теоретические методы: контент — анализ зарубежного и казахстанского опыта, нормативно — правовых, научных, психолого — педагогических и методических источников по проблеме социализации детей с РАС, осложненными сочетанными нарушениями. Уточнено содержание понятия «социализация детей с РАС, осложненными сочетанными нарушениями, в условиях специального и инклюзивного образования». Представлены компоненты (мотивационно — ценностный, социально — функциональный, функционально — коммуникативный, познавательно — оценочный), уровни, сущностные характеристики процесса социализации детей с РАС, осложненными сочетанными нарушениями. Определен диагностический инструментарий исследования уровня социализации детей с РАС, осложнёнными сочетанными нарушениями. Наряду с теоретическими использован метод моделирования. В основу структуры предлагаемой модели социализации детей с РАС, осложненными сочетанными нарушениями, в условиях специального и инклюзивного образования, положен процессный, системный, деятельностный, компетентностный подходы. Описаны структурные компоненты модели: целевой, диагностический, содержательный, организационно — процессуальный, результативный. В обобщенном виде представлены наиболее важные направления работы по социализации детей с РАС в процесе психокоррекционной, учебной, внеучебной деятельности с методами прикладного анализа поведения ABA, адаптации окружающей среды, социальных историй, методики TEACCH, системы PECS


