Формирование навыков самообучения будущих педагогов: стратегия достижения успеха в образовании

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.31489/2024ped3/110-121

Ключевые слова:

самостоятельное обучение, навыки самообучения, VUCA мир, мягкие навыки, модель самообучения, саморегуляция, самооценка, готовность к самообучению

Аннотация

В данной статье рассматривается проблема формирования навыков самообучения будущих педагогов. Авторами раскрывается необходимость формирования навыков самообучения у каждого человека в современных условиях. Обосновывается проблема исследования, определены цели и задачи исследования, раскрывается суть навыков самообучения, которые позволяют нам быть гибкими, независимыми, быстро адаптироваться к сегодняшним меняющимся, динамично развивающимся условиям общества. В статье представлен комплексный анализ проблемы формирования навыков самообучения у будущих педагогов, анализ научных трудов ученых, всесторонний анализ понятий «самостоятельное обучение», «навыки самообучения». Навыки самообучения можно отнести к категории мягких навыков, формирование и развитие которых способствует эффективному построению обучающимися учебного процесса в вузе, формированию индивидуального стиля обучения. А также, рассмотрены основные признаки и структурные компоненты самообучения. В статье проанализирована модель самообучения Д.Р. Гариссона (D.R. Garisson) и описаны три взаимосвязанных элемента системы самообучения: самоуправление, самоконтроль, мотивация. Проанализированы мотивационные факторы (мотивы познавательные, профессиональные, творческой работы, самопознания, самореализации, поощрения), влияющие на стимулирование и поддержание процесса самообучения. Авторами были рассмотрены и обоснованы основные преимущества самообучения. В статье представлены результаты исследовательской работы по определению уровня готовности будущих педагогов к самообучению. С этой целью авторами описан применяемый диагностический инструментарий «Шкала готовности к самообучению» (SDLRS), разработанный L.M. Guglielmino с использованием шкалы Лайкерта.

Загрузки

Опубликован

2024-09-30

Выпуск

Раздел

Теория и практика образования