О подходах к разработке и реализации учебного курса «Подготовка педагога-ассистента к деятельности в условиях инклюзивного образования» в фокусе непрерывного профессионального развития
DOI:
https://doi.org/10.31489/2024ped4/104-116Ключевые слова:
инклюзивное образование, педагог-ассистент, дети с особыми образовательными потребностями, дети с физическими и (или) психическими недостатками, контекстное обучение, проектный подход, непрерывное профессиональное развитие, компетенции непрерывного профессионального развития.Аннотация
Представлены подходы к разработке и реализации учебного курса «Подготовка педагога-ассистента к деятельности в условиях инклюзивного образования» как ресурса и инструмента формирования специальных компетенций и компетенций непрерывного профессионального развития педагога (далее — НПР). Уточнена сущность концепции контекстного обучения, проектного подхода в образовании, обозначены методологические основания формирования компетенций НПР педагога в условиях академической самостоятельности вуза. Предложены отбор содержания учебного курса в логике профеcсиональной деятельности педагога-ассистента, реализация учебного курса на рабочем месте в ходе профессиональной деятельности педагога-ассистента в сопровождении практикующего специального педагога. Рассмотрен активный режим профессионального взаимодействия действующих и будущих педагогов-ассистентов и специальных педагогов через реализацию учебного курса по стадиям: обучение «лицом к лицу» на базе специальных организаций образования, практика в общеобразовательной школе, обучение «лицом к лицу» на базе вуза. Раскрыто содержание организационно-подготовительного, основного и заключительного этапов разработки и реализации предлагаемого учебного курса. Обосновано назначение учебного курса в формировании компетенций НПР у действующего педагога-ассистента в рамках учебно-методической работы общеобразовательной школы. Обозначена актуальность учебного курса для студента как возможность реализации карьерно-образовательного роста и выхода на рынок труда на 2–3-м году обучения в условиях академической самостоятельности вуза. Сделан вывод о получении конкретной выгоды от реализации учебного курса всеми заинтересованными сторонами в виде добавленной стоимости в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе.