Психологическое благополучие в среднем образовании: анализ исследований
DOI:
https://doi.org/10.31489/2024ped4/117-125Ключевые слова:
устойчивое развитие, психологическое благополучие, среднее образование, педагог, обучающийся, школа, образовательная среда, анализ исследований.Аннотация
Психологическое благополучие школьников влияет не только на их текущее состояние, но и на их будущие успехи и адаптацию к взрослой жизни. Оно формируется под воздействием множества факторов, таких как семейная среда, школьная атмосфера, социальные связи и личные качества. Цель данного исследования — анализ состояния исследований психологического благополучия обучающихся и педагогов в контексте среднего образования. Авторами осуществлялся поиск статей, доступных в полнотекстовом формате, опубликованные за последние пять лет на английском языке в двух авторитетных базах Scopus и Web of Science. В общей сложности 48 исследовательских статей были успешно собраны и проанализированы в соответствии с установленными критериями. В качестве поискового термина использовался «psychological AND well-being». Поиск был сужен другими поисковыми терминами, такими как «school», «schoolchild», «student», «teacher», «education». Проведенный анализ исследований способствовал более целостному пониманию многогранности аспектов психологического благополучия педагогов и обучающихся. Психологическое благополучие школьников в последние годы изучается через влияние ряда переменных: стресс в школьной среде, семейная среда, атмосфера взаимоотношений в образовательной среде, буллинг, учебная мотивация, личностный успех, влияние использования цифровых технологий в обучении, общая организация образовательного процесса, стиль преподавания. Накопившийся в исследованиях объем знаний требует систематизации и интеграции для создания модели организации образовательной среды, направленной на личностное развитие и психологическое благополучие обучающихся и педагогов.