Психолого-педагогическая диагностика учебных достижений школьников: идеальное представление, реальное состояние
DOI:
https://doi.org/10.31489/2025ped3/144-164Аннотация
В Республике Казахстан с 2016 по 2022 годы обновлено содержание общего среднего образования. Цель — отражение знаний, навыков, подходов и ценностей, необходимых обучающимся XXI века. Изменены государственный стандарт образования, учебные программы, введена система критериального оценивания учебных достижений школьников. Однако, несмотря на широкомасштабную подготовку, обнаружено, что учителя испытывают затруднения в реализации формативного оценивания учебных достижений школьников как виде оценивания, призванного совершенствовать образовательный процесс. Вне поля зрения учителя также остаются реальные возможности учащихся в достижении целей обучения с учётом уровня их общеучебных навыков. В качестве причины возникшей ситуации рассматривается слабая связь между введённой системой критериального оценивания и её теоретико-методологическим основанием — системой психолого-педагогической диагностики учебных достижений школьников. Для установления, насколько практика оценивания учебных достижений школьников соотносится с теоретическими представлениями о зоне ближайшего развития Л.С. Выготского, о психолого-педагогической диагностике проведён опрос 225 учителей Карагандинской области. Установлено, чем больше времени с момента завершения обучения учителя в ВУЗе (колледже), тем меньше в практике преподавания он руководствуется теорией психолого-педагогической диагностики учебных достижений школьников. Актуализировано, что в пределах урока учитель регулярно обеспечивает и суммативно оценивает достижение учащимися предметного результата обучения, тогда как системно-деятельностные и личностные результаты оцениваются лишь эпизодически. Как результат система критериального оценивания учебных достижений школьников на основе теории и практики психолого-педагогической диагностики остаётся желаемым, нежели действительным атрибутом его профессиональной деятельности. В качестве выхода из сложившейся ситуации предлагается пересмотр подходов к отбору, формированию содержания образования с целью «высвобождения» времени, достаточного для достижения школьниками с последующей оценкой системно-деятельностного и личностного результатов обучения.
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2025 Bulletin of the Karaganda University Pedagogy series

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.