К вопросу формирования читательской грамотности у обучающихся начальной школы

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.31489/2025ped3/133-143

Аннотация

В данной статье описывается проблема формирования у обучающихся начальной школы читатель ской грамотности и определяются ее ключевые факторы. Была проанализирована научная психолого-педагогическая и методическая литература, образовательный опыт зарубежных и отечественных педагогов. Читательская грамотность способствует развитию самостоятельности и саморегуляции обучающихся, что является важным аспектом успешного обучения в будущем. Читательская грамотность включает в себя понимание прочитанного, навык чтения, приобретенные умения и осознание ценности знаний. Процесс обучения читательской грамотности необходимо начинать с начальных классов, когда у обучающихся активно развиваются их познавательные навыки и закладываются основные обобщения, понятия и мировоззренческие ориентиры. В этом возрасте особое значение имеет учебная деятельность, направленная на приобретение новых знаний и навыков, которые станут основой для дальнейшего развития. Исследование включало в себя комплекс теоретических (анализ научной литературы, синтез, обобщение, систематизация) и эмпирических методов (эксперимент, методы математической обработки данных). Представлены результаты экспериментальной работы, которые свидетельствуют об эффективности и апробации электронного учебника «Юный читатель» (2 класс), так как уровень сформированности читательской грамотности у младших школьников в экспериментальном классе выше, чем в контрольном. Полученные материалы позволяют, во-первых, расширить научно-педагогические представления о формировании читательской грамотности в начальной школе, а во-вторых, использовать разработанные задания для её эффективного формирования у младших школьников.

Загрузки

Опубликован

2025-09-30

Выпуск

Раздел

Инновационные технологии образования