Педагогическое измерение математической грамотности в контексте критериального оценивания достижений учащихся
DOI:
https://doi.org/10.31489/2025ped1/58-70Ключевые слова:
математическая грамотность, мыслительные операции, оценочные задания, обучающие задания, математическое рассуждение, навыки 21 века, педагогическое измерение, критериальное оцениваниеАннотация
Анализ результатов исследований отечественных и зарубежных авторов позволил заключить, что внимание исследователей в основном обращено на статистические данные международных исследований PISA, а вопросы установления сформированности у школьников математической грамотности в процессе обучения школьного курса математики до сих пор остаются малоисследованными, что обусловило выбор цели и задач исследования. Цель и задачи данного исследования заключаются в разработке методики измерения сформированности математической грамотности в контексте критериального оценивания достижений учащихся, которые согласуются с основополагающими вопросами программной концепции Организации экономического сотрудничества и развития (OECD) и исследованиями PISA. В работе обосновано, что обучение школьников математической грамотности, измерение сформированности математической грамотности осуществляется посредством решения практико-ориентированных задач. В работе установлено, что в процессе решения проблемных задач школьниками поэтапно совершаются следующие мыслительные операции: суждение, понимание проблемной ситуации, составление математической модели, применение знаний, интерпретация решения, исследование, оценка. Выделена последовательность мыслительных операций, совершаемых в процессе решения проблемно-ориентированных задач. Определены и дополнены компоненты математической грамотности. Установлена уровневая шкала измерения математического рассуждения школьников по каждому компоненту математической грамотности. Предложена формула для измерения математической грамотности школьника по блоку задач, интегрирующих коэффициенты сформированности математической грамотности по отдельным задачам. Построена модель процесса формирования и развития математической грамотности. Разработана методика измерения сформированности математической грамотности в контексте критериального оценивания учебных достижений учащихся.
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2025 Вестник Карагандинского университета Серия Педагогика

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.