Создание педагогических условий для формирования исследовательской компетенции студентов

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.31489/2025ped1/82-90

Ключевые слова:

исследовательская компетенция, компоненты исследовательской компетенции, исследовательские знания, исследовательские навыки, исследовательские умения, педагогические условия, учебные исследования, научные исследования, исследовательский проект

Аннотация

В настоящее время большое внимание уделяется повышению профессиональной компетенции выпускников XXI века, способствующей всестороннему росту специалиста. В соответствии со стратегией «Казахстан-2050» выпускник вуза должен обладать аналитическим и критическим мышлением, а также применять полученные исследовательские знания для решения комплекса профессиональных задач. В связи с этим, перед вузами стоит задача формирования компетентного и конкурентоспособного специалиста, который сможет решать проблемные задачи в профессиональной среде. Для выполнения этой задачи необходимо формировать и развивать исследовательскую компетенцию студентов, посредством создания педагогических условий в вузе. В статье уточнено понятие «исследовательская компетенция», а также определены ее компоненты (мотивационно-ценностный, когнитивный, деятельностный и рефлексивно-оценочный), которые формируют целостную картину исследовательской компетенции. Предложены три основных вида работы со студентами: учебно-исследовательская, научно-культурная и научно-исследовательская деятельность, которые направлены на формирование у студентов исследовательских знаний, умений и навыков. Для проверки эффективности реализованных педагогических условий были определены показатели исследовательской компетенции и выбраны методы диагностики, такие как интервью, тесты, анкетирование, проектные методы и т.д. 

Загрузки

Опубликован

2025-03-30

Выпуск

Раздел

Инновационные технологии образования