Психологические и педагогические особенности обучения английскому языку детей с особыми образовательными потребностями

Авторы

  • Д.Х. Шалбаева

DOI:

https://doi.org/10.31489/2021ped3/154-162

Ключевые слова:

обучающиеся с особыми образовательными потребностями, обучение английскому языку, инклюзивное обучение, специальные приемы и методы преподавания английского языка, методика преподавания английского языка, ограниченные возможности здоровья, талантливые и одаренные, обучающиеся с девиантным поведением

Аннотация

Актуальность настоящей статьи обусловлена проблематикой возникшего в Казахстане относительно недавно инклюзивного образования. В процессе реализации принципов инклюзивного образования по нашему предположению у учителей могли возникнуть следующие затруднения: незнание психолого-педагогических особенностей детей и, как следствие, непонимание, какие обучающиеся имеют особые образовательные потребности, а также отсутствие у учителей знаний, подходов и методов обучения таких обучающихся. Таким образом, задачами нашего исследования было: определить, знают ли учителя, какие дети являются обучающимися с особыми образовательными потребностями, какие педагогические затруднения учителя испытывают при обучении таких детей, какие методы и приемы необходимо использовать с учетом особых образовательных потребностей обучающихся в условиях инклюзивного обучения. Объектами исследования стали объем знаний и понимание принципов инклюзивного образования учителями английского языка общеобразовательных школ и приемы обучения детей с особыми образовательным потребностями. Определение объема знаний и понимание принципов среди учителей проводилось методом опроса учителей английского языка и последующего анализа полученных результатов. Проведенный опрос показал потребность учителей в получении знаний по психолого-педагогическим особенностям детей с особыми образовательными потребностями, методике преподавания английского языка в условиях инклюзии, понимании принципа адаптации краткосрочного и долгосрочного планирования по предмету. С учетом того, что полученные результаты подтвердили определенную в начале исследования теорию о том, что у учителей мало необходимых по инклюзивному обучению знаний, нами была проведена вторая часть исследования. Были проанализированы психолого-педагогические особенности обучающихся с особыми образовательными потребностями, определены рекомендации по обучению таких детей. Полученные результаты опросов обусловили необходимость в организации курсов повышения квалификации по методике преподавания английского языка обучающимся с особыми образовательными потребностями в условиях инклюзивного обучения. Методы и приемы обучения таких обучающихся требуют также дальнейшего углубленного изучения, а психолого-педагогические особенности детей с особыми образовательными потребностями — анализа с последующим синтезом новых методов обучения.

Загрузки

Опубликован

2021-09-30

Выпуск

Раздел

ТЕОРЕТИКО-ПРИКЛАДНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЯЗЫКОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ