Проблемы и пути развития дошкольной образовательной среды
DOI:
https://doi.org/10.31489/2021ped4/92-100Ключевые слова:
дошкольное воспитание и обучение, средовой подход, предметно-пространственная развивающая среда, международная методика ECERS-R, проблемные зоны, развитие дошкольной образовательной среды, стратегии развития, образовательная среда.Аннотация
В статье рассмотрены проблемы проектирования предметно-пространственной развивающей среды в контексте цели и задач функционирования дошкольных организаций Республики Казахстан. Отмечены значимость и роль образовательной среды в развитии ребенка. Приведен теоретический анализ сущности понятия «образовательная среда». Авторами представлены результаты исследования дошкольной образовательной среды, проведенного в дошкольных организациях образования Карагандинской области. Выделены общие проблемы дошкольной образовательной среды: отсутствие мебели для отдыха и комфорта, мест для уединения, личного пространства, незаполненного пространства для свободной двигательной активности детей, условия для детей с ограниченными возможностями. Подчеркнута важность проведения диагностики образовательной среды дошкольных организаций валидным и надежным международным инструментом «Шкалой ECERS-R». Использование индикаторов шкал позволило увидеть «слабые места» в деятельности дошкольных организаций образования и определить показатели для совершенствования работы. Представлен этап проектирования стратегий развития дошкольной образовательной среды, решающий задачу, — создание условий для преодоления разрыва между пространствами реальной и идеальной образовательной практикой. Изложенные стратегии развития дошкольной образовательной среды, на основе выявленных «проблемных» зон, помогут педагогам выстраивать аутентичную образовательную среду, спроектировать для детей «зоны развивающих возможностей». Выявленные и подробно описанные «проблемные» зоны и стратегии развития образовательной среды дошкольных организаций могут стать основой для изменений в дошкольных организациях образования страны