Развитие лидерства учителей как инструмент непрерывного развития в условиях повышения квалификации
DOI:
https://doi.org/10.31489/2022ped3/110-121Ключевые слова:
Ключевые слова: лидерство учителя, повышение квалификации, образовательная программа курса повышения квалификации, среда лидерства, тьюторство лидера, перевернутое обучение, принцип интерактивности, непрерывное профессиональное развитиАннотация
Содержание статьи основано на материалах эмпирического исследования по внедрению в повышение квалификации учителей-предметников стратегий развития компетенций лидерства. В этой связи авторами предоставлен практико-ориентированный материал, связанный с анализом исходного состояния представлений казахстанских учителей о сферах влияния лидерства на качество школьной образовательной среды и его ресурсах (опросник и результаты опроса), описывающий назначение разработанной образовательной программы курса повышения квалификации по созданию среды лидерства в школе, а также стратегий, пропедевтически применяемых в курсовой подготовке. Актуальность статьи обусловлена необходимостью интеграции нового педагогического мышления и деятельности по улучшению обучения, преподавания и оценивания, что следует коррелировать с мотивированным и последовательным продвижением учителями инноваций и требует их активной и системной исследовательской практики. Новизна исследования, таким образом, реализуется в статье как научнометодическое обоснование практики обучения учителей-предметников на курсах (с продолжением в посткурсовом сопровождении), вовлекающей ресурсы лидерства в непрерывное профессиональнопедагогическое развитие. Результаты исследования, описанные в статье, могут быть использованы в практике общего среднего образования (для анализа исходного состояния сформированности и развития среды лидерства в школьном преподавании), в профессиональной подготовке будущих учителей (для создания и реализации образовательных программ по развитию компетенций лидерства), в системе повышения квалификации (для мониторинга потребностей учителей в лидерстве, разработке системы посткурсового сопровождения). По материалам исследования и статьи следуют выводы. Создание школьной среды лидерства требует лидерских компетенций педагогов в структуре профессиональной компетентности. Фокусом непрерывного педагогического развития, особенно в условиях послевузовского образования, рассматриваем лидерство. Оно включает инструменты мотивации к совершенствованию, стратегического мышления и видения, проактивности и управления интеллектуальными, человеческими и технологическими ресурсами. Данные инструменты комплексно и последовательно следует направить на конструктивное изменение обучения, преподавания и оценивания в обновленном содержании школьного образования. Начинать следует с такой организации учебного процесса, в которой учебные активности имеют фокусом лидерские проявления учителя и обучающихся. Далее, ввиду расширяющегося лидерства (такова его природа), лидерские потребности и проявления будут востребованы во внеаудиторной среде, среде наставничества педагогов, стейкхолдерства и социального партнерства, что стимулирует создание школьной среды лидерств