Контекстуализация инклюзивного дошкольного образования в образовательной политике Казахстана
DOI:
https://doi.org/10.31489/2023ped1/32-44Ключевые слова:
инклюзивное образование, дошкольное образование, особые образовательные потребности, дети с особыми образовательными потребностями, ребенок с инвалидностью, права ребенка, детский сад, педагог.Аннотация
Тема дошкольного инклюзивного образования в Казахстане является мало освещенной в научной литературе. Однако процессы развития инклюзивной политики в стране в настоящее время требуют пристального изучения указанной тематики. Такая ситуация объясняет выбранный метод исследования текущего состояния политики и практики дошкольного инклюзивного образования, а именно критический анализ образовательной политики Казахстана. Анализ, приведенный в настоящей статье, в первую очередь, сфокусирован на регламентации инклюзивного образования в действующей государственной политике и основном законодательстве страны, и, во вторую очередь, фокус смещается на практику и обсуждение подзаконных актов и литературы в сфере развития инклюзивного образования в Казахстане. Несмотря на недостаточность официальных данных, на основании проведенного критического анализа законодательства нормативных правовых документов и имеющейся литературы, авторам удалось выявить пробелы в построении действующей политики и практики инклюзивного образования Казахстана. В результате своего исследования авторами настоящей статьи сделаны выводы об отсутствии устойчивости и системности в сфере инклюзивного образования, а также о существовании ряда значимых правовых коллизий, указывающих на формальный подход в реформировании дошкольного образования.