Систематический обзор обучения информатике людей с ментальными нарушениями

Авторы

  • А.Ж. Асаинова

DOI:

https://doi.org/10.31489/2023ped2/58-64

Ключевые слова:

обучение информатике, лица с ментальными нарушениями, систематический обзор, библиометрическая база данных, методика обучения информатике, доступность образования, обучение лиц с особыми потребностями, анализ источников

Аннотация

Целью данной статьи является систематический обзор исследований в области изучения обучения информатике лиц с ментальными отклонениями, проведенных в период с 2017 по 2022 год, включенных в Международную базу данных Google Scholar. С помощью описательной и количественной методологии представлены наиболее значимые данные для решения проблем доступности IT-образования для узкой аудитории людей-инвалидов с ментальными нарушениями, какие успешные педагогические стратегии используются для обеспечения качества обучения информатике студентов с инвалидностью. Результаты показывают, что проблеме обучения информатике лиц с ментальными нарушениями посвящено малое количество исследований: было отобрано 11 научных публикаций из 421 на основании критериев отбора поиска исследований, максимально валидных цели исследования. Анализ данных исследований показал единичные эксперименты в США, Великобритании, Чили, Канаде, Франции, Испании, которые привели к успешным обучающим результатам, несмотря на сложность организации образовательного процесса. Это доказывает тот факт, что данная категория лиц с инвалидностью является недооцененной для IT-образования. Были использованы такие стратегии обучения, как pear-to-pear обучение, проектная и командная работа, стендап-встречи, рефлексия, прием «водитель–навигатор», группа поддержки, трекинг, совместная работа с сервисом GitHub. В большинстве случаев были охвачены обучением высокофункциональные аутисты. Остальные же категории студентов с ментальными нарушениями (такие как низкофункциональные аутисты, студенты с умственной отсталостью, с болезнью Альцгеймера и другие) не были достаточно полно отражены в исследованиях.

Загрузки

Опубликован

2023-06-30

Выпуск

Раздел

ТЕОРИЯ И ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ