Формирование алгоритмической культуры обучающихся информационного профиля при изучении программирования
DOI:
https://doi.org/10.31489/2023ped2/125-132Ключевые слова:
подготовка IT-специалистов, алгоритмизация, алгоритмическая культура, алгоритмический стиль мышления, программирование, разноуровневые задачи, технология, обучение решению задач.Аннотация
В современных условиях цифровизации и IT-рынка необходимым условием профессиональной подготовки обучающихся информационного профиля является формирование их алгоритмической культуры. Именно алгоритмическая культура является необходимой базой в подготовке будущих IT-специалистов в области программирования. В статье рассмотрена проблема формирования алгоритмической культуры обучающихся информационного профиля в системе высшего профессионального образования. Уточнена сущность понятия «алгоритмическая культура» и его содержание. Разработана технология поэтапного обучения решению вычислительных профессионально-ориентированных задач на дисциплинах программирования с целью формирования алгоритмической культуры обучающихся информационного профиля, которая включает этапы: подготовительный (развитие интереса к решению типовых учебных задач профессиональной направленности, понимание роли алгоритмизации в современном программировании); теоретический (овладение алгоритмическими знаниями; понимание способов представления классических алгоритмов и структур данных на высокоуровневых языках программирования; формирование представлений о значимых этапах алгоритмической деятельности) и практический (овладение практическими умениями и навыками через решение задач базового, специального и творческого уровней). Для успешного формирования алгоритмической культуры разработанная технология поэтапного обучения решению задач также предусматривает содержание деятельности преподавателя и обучающегося при изучении дисциплин программирования. При проведении данного исследования определен уровень сформированности алгоритмической культуры у обучающихся информационного направления на начальном и завершающем этапах обучения в вузе. Раскрыты критерии и показатели, позволяющие определить сформированность исследуемого качества.


