Особенности развития гибких навыков у студентов высшего учебного заведения
DOI:
https://doi.org/10.31489/2023ped3/85-91Ключевые слова:
высшее учебное заведение, образовательный процесс, гибкие навыки, универсальные навыки, системное мышление, эмоциональный интеллект, коммуникативные навыки, проектное мышление, организаторские навыкиАннотация
За последнее десятилетие научные исследования в области образования подчеркивали важность развития ряда неакадемических качеств, таких как способность сотрудничать и выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми, решать проблемы, часто их называют унифицированными навыками или гибкими навыками. Группа гибких навыков (Soft skills) включает в себя большую группу навыков, которые не зависят от учебных программ, но оказывают большое влияние на профессиональное становление личности и успешное развитие твердых (профессиональных) навыков. В отличие от академических знаний, которые являются предметными и имеют формальное оценивание, гибкие навыки напрямую не зависят от учебных программ, но развиваются в них. Таким образом, гибкие навыки рассматриваются как навыки, которые могут быть использованы в широком диапазоне рабочей среды. На основании изложенного выше, необходимо определить направление деятельности в условиях образовательного процесса в высшем учебном заведении, которое будет способствовать комплексному развитию гибких навыков обучающихся. В работе обоснована приоритетность развития гибких навыков как процессуальная характеристика образовательного процесса университета. Развитие гибких навыков обучающихся в рамках в университете, с одной стороны, рассматривается как компонент учебных дисциплин, а с другой — в качестве самостоятельного процесса с целью развития спектра навыков, необходимых для различных видов деятельности. Таким образом, изучая проблему развития комплекса гибких навыков обучающихся университета, названы технологии развития гибких навыков, которые станут структурными элементами модели.