Проектирование индивидуальной образовательной траектории будущих учителей начальных классов
DOI:
https://doi.org/10.31489/2023ped3/92-100Ключевые слова:
учителя начальных классов, индивидуальная образовательная траектория, ведущие тенденции педагогического проектирования индивидуальных образовательных траекторий (индивидуализация, повышение субъектности, нелинейность, мобильность, полифурациональность)Аннотация
Глобальные изменения в системе высшего и послевузовского образования предлагают новые подходы к организации учебного процесса, отвечающие требованиям науки и культуры в обществе и постиндустриальных тенденций в целом. Поэтому вузы придают большое значение созданию необходимых условий для выбора самообразования, самостоятельности и самоопределения в образовательном процессе для обучающихся. Создание таких условий возможно при реализации индивидуальных траекторий профессионального образования. Высокий профессионализм будущих учителей начальных классов зависит не только от уровня профессиональной подготовки, но и от того, насколько обучающиеся используют возможности удовлетворения своих профессиональных и личностных потребностей и интересов с учетом их индивидуальных особенностей. Анализ научно-педагогической литературы, результаты практики свидетельствуют о недостаточном организационном, правовом и информационном обеспечении разработки и реализации индивидуальных образовательных траекторий обучающихся. Обучающиеся испытывают определенные трудности в выборе и реализации образовательных траекторий. Индивидуальная образовательная траектория обучающихся определяется как путь реализации своего интеллектуального и личностного потенциала; как средство свободного выбора и удовлетворения образовательных интересов и потребностей; как возможность достижения высокого уровня развития. В ходе исследования были выявлены ведущие тенденции педагогического проектирования индивидуальных образовательных траекторий будущих учителей начальных классов (индивидуализация, повышение субъектности, нелинейность, мобильность, полифурационизм), что напрямую связано с эффективностью построения индивидуальной образовательной траектории обучающихся высшего и послевузовского образования. Как указано в Приказе министра образования и науки Республики Казахстан от 12 ноября 2021 года № 561: «С 2020 года для повышения транспарентности и эффективности системы управления образованием национальной образовательной базой данных (далее — НБД) осуществляется мониторинг траектории движения образовательного процесса учащегося от дошкольного образования до момента трудоустройства» будет продолжена работа по индивидуальной образовательной траектории, предусматривающей создание доступной и личностно-ориентированной среды для обучающихся». Качество данного мониторинга напрямую зависит от эффективности построения индивидуальной образовательной траектории обучающихся высшего и послевузовского образования. выявлены ведущие тенденции педагогического проектирования индивидуальных образовтельных траекторий будущих учителей начальных классов: индивидуализация; повышенная субъективность, нелинейность, мобильность, полифурациональность.