Ценностные отношения: проблема соотношений понятий

Авторы

  • Л.С. Сырымбетова

DOI:

https://doi.org/10.31489/2023ped3/101-106

Ключевые слова:

ценности, ценностная направленность личности, ценностные установки, ценностные ориентации, ценностные отношения, экстериоризация и интериоризация, аксиология.

Аннотация

В статье рассмотрены дефиниции понятий, имеющих непосредственное связи с ценностными отношениями как одной из ключевых категорий педагогической аксиологии. Несмотря на солидную историю научных изысканий по данной проблематике, современное состояние педагогической науки требует поиска новых решений. В связи с этим авторы статьи с позиций экстериоризации (извне– вовнутрь) и интериоризации (изнутри–вовне) интерпретируют известные в науке толкования ценностной направленности личности, ее ценностных установок и ориентаций. С этой целью авторы провели контент-анализ определений указанных понятий и через построение матрицы осуществили кластеризацию их ключевых слов. В результате пришли к выводу о том, что ценностные отношения, целокупно проявляя вовне внутренний мир человека (установки, ориентации и направленность), отражают его оценочные суждения о фактах и явлениях реальной действительности. На этом основании авторы утверждают, что эти понятия являются рядополженными, но не синонимами. По мнению авторов, выявление соотношений указанных выше понятий позволит в дальнейшем исключить разночтение и крайне нежелательную терминологическую вольность, свойственную социально-гуманитарным наукам, а также выстраивать композиционную структуру ценностных отношений в виде развернутой системы критериев и показателей их сформированности. И на этой основе проектировать педагогический процесс, направленный на конструктивное приобщение детей и молодежи к системе социальных/нравственных ценностей

Загрузки

Опубликован

2023-09-30

Выпуск

Раздел

ТЕОРИЯ И ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ