Кибербуллинг в школьной среде: социально-психологический аспект
DOI:
https://doi.org/10.31489/2023ped3/124-132Ключевые слова:
психологическое здоровье, кибербуллинг, сетевая социализация, школьники, пользователь, цифровая грамотность, интернет-пространство, ролевые позиции, девиантное поведениеАннотация
В статье рассмотрены социально-психологические аспекты проявления кибербуллинга среди школьников. В современных условиях процесс социализации подростков стремительно перемещается в Интернет, где возникает «виртуальное общение», ставшее для многих дополнительным ресурсом в коммуникации, освоении различных социальных ролей и норм поведения и открывающее новые социальные возможности. В отличие от взрослых, у подростков становятся дополнением к живым навыкам общения, навыки, связанные с общением посредством электронных писем, сообщений, причем все эти навыки они осваивают одновременно. В то же время развитие и доступность инфокоммуникационных технологий привели к появлению совершенно нового способа проявления агрессии, а именно кибербуллинга, который представляет собой социально-психологическую проблему и нуждается в поиске методов ее решения. Под кибербуллингом следует понимать преднамеренные агрессивные действия, направленные против жертвы, которые осуществляются систематически на протяжении определенного промежутка времени с использованием различных электронных форм взаимодействия, от игриво-шуточного до психологического виртуального террора, результатом которого может стать самоубийство. Подростки являются наиболее уязвимой группой для кибербуллинга, поскольку их неконтролируемое общение в Интернете влечет за собой коммуникационные риски в виде незаконных контактов, киберпреследования, кибермоббинга и др. Проведенный теоретический анализ позволяет определить причины кибербуллинга и факторы, повышающие риск проявления данного явления, включает в себя внешние поведенческие и внутренние проявления школьников, мысли и суждения о себе и других, социальные навыки, личностные черты, особенности социальных контактов, восприятие школьного климата. На основе материалов отечественных и зарубежных исследований представлены результаты влияния кибербуллинга на социальную жизнь и психоэмоциональное состояние подростков. Представлен анализ научных исследований по данной теме, затронуты вопросы укрепления психологического здоровья школьников как фактора профилактики кибербуллинга. По мнению авторов, для разрешения данной проблемы необходимо укрепление психологического здоровья школьников, повышение уровня цифровой грамотности и культуры поведения пользователей сети Интернет с самого детства.