Концепция социализации детей с расстройствами аутистического спектра, осложненными сочетанными нарушениями
DOI:
https://doi.org/10.31489/2023ped4/99-110Ключевые слова:
социализация, расстройства аутистического спектра, осложненные нарушения, сочетанные нарушения, концепция, дефектология, обучение и воспитание детей с РАС, нарушение социальных навыков.Аннотация
В статье представлена концепция социализации детей с расстройствами аутистического спектра (РАС), осложненными сочетанными нарушениями, основывающаяся на теоретических знаниях; ценностно-целевых ориентирах; официальных данных мероприятий и статистике; оценке текущей ситуации; практическом аспекте решения проблемы. Учитывая факт, что дети данной категории более трудно адаптируются к условиям современного социума, процесс интеграции в социальную систему и вхождение в социальную среду представляют собой многогранное развитие личности и адаптацию в социальном окружении. В силу междисциплинарного характера процесс развития и получение социального опыта детей с расстройствами аутистического спектра, осложненными сочетанными нарушениями, являются общим предметным полем таких наук, как медицина, дефектология, педагогика и психология. Формирование концепции социализации предполагает большое количество научно-практических подходов и определяет социализацию и ее специфику как процесс становления полноценной личности детей данной категории. Исследование направлено на повышение качества и доступности образовательных условий для детей с особыми образовательными потребностями, в том числе детей с РАС, осложненными сочетанными нарушениями. Концептуальное видение авторов заключается в создании комплексной модели социализации детей с РАС, осложненными сочетанными нарушениями, с учетом условий специального и инклюзивного образования. Реализация данной модели позволит рассмотреть методическое и организационное решение проблем поддержки детей данной категории, эффективно планировать программу сопровождения, облегчит педагогам осуществление учебно-воспитательного процесса, создаст оптимальные условия для социализации в обществе детей с РАС, осложненными сочетанными нарушениями.