Формирование нравственной культуры детей старшего дошкольного возраста
DOI:
https://doi.org/10.31489/2024ped1/6-12Ключевые слова:
нравственность, нравственное воспитание, самовоспитание, сензитивный период, нравственные качества, нравственное сознание, нравственная культура, нравственная культура личности.Аннотация
В статье рассмотрена проблема формирования нравственной культуры детей старшего дошкольного возраста. Говоря о том, что вопрос нравственного воспитания актуален и по сей день и стал одним из самых распространенных в исследованиях, он является одной из важнейших ценностей, определяющих социальные запросы, предъявляемые к системе воспитания личности, в которой сложилась нравственная культура на современном этапе развития общества и необходимость приобщения детей к системе нравственных ценностей. Авторы проанализировали различные определения и подходы к пониманию понятия «нравственная культура» в различных психолого-педагогических литературах. В.А. Сластенин, И.Ф. Харламов и многие другие известные психологи и педагоги понимают сущность нравственной культуры как усвоение и принятие индивидуальных нравственных норм, принципов, категорий, идеалов, а также выражают ее определенное отношение к другим людям, к себе, к своему труду, к природе. Авторы также считают, что старший дошкольный возраст является сензитивным к развитию нравственной культуры. В.А. Сухомлинский считает, что неизменная основа нравственных установок возникает в детстве. Старшие дошкольники начинают осознанно понимать нравственные требования и правила, могут предвидеть последствия своих действий. В статье определены методики изучения нравственной культуры детей старшего дошкольного возраста и показатели уровней развития нравственных качеств, сделаны заключительные выводы по результатам исследования.